Российский государственный гуманитарный университет

Боевые искусства Востока и Античности

12 декабря 2018

5 декабря 2018 года Студенческим Советом ИВКА совместно с ОСО РГГУ при поддержке Управления по работе со студентами было успешно проведено мероприятие «Боевые искусства Востока и Античности»!

Студенты ИВКА и группа приглашенных реконструкторов выступили с докладами и презентациями по боевым искусствам в стране, изучаемого ими языка и культуры, а также продемонстрировали амуницию, оружие и одеяние греческого и римского воина, студенты-арабисты представили показательный бой на мечах.


О боевых искусствах Японии рассказала Клименко Мария, студентка 4 курса: «Образ самурая в современном обществе – это воин в крепких доспехах с двумя мечами на боку. Такой образ быстро распространился благодаря кинематографу и аниме. Несмотря на такую популярность, не все оружия средневекового японского воина известны людям, которые не углубляются в изучении самураев. Уже в XVII веке самураи начинают относиться к мечу, как к части своей души. О значимости этого оружия писал в своем завещании Токугава Иэясу: «Меч – душа военного, терять его непозволительно». Далее в истории эта идея развивается, и меч становится продолжением руки самурая. Однако нельзя сказать, что лук был чем-то бесполезным и не эффективным. Поэтому абсолютно несправедливо, что в современном обществе образ лука не имеет большого распространения. В древности люди использовали лук для охоты. Позже использовали как оружие, но постепенно лук и искусство владения им изменялось и совершенствовалось. В средние века на кюдо повлияла философия Дзэн. И даже сейчас многие японцы и японки занимаются лучной стрельбой, объединяя свой дух и тело».


Об античных боевых искусствах рассказали реконструкторы Киселев Иван Васильевич, Егоров Виктор Владимирович, Слащев Василий Михайлович, а также студенты РГГУ: Ратничкин Андрей (студент 1 курса) и Провалов Даниил (4 курс): «Основной боевой единицей древнегреческого войска являлся гоплит. Его амуниция состояла из: шлема, льняного панциря, книмид (поножей), асписа (щит), ксифоса или кописа (мечи) и копья. Тактика состояла в том, чтобы встать тесным растянутым в ширину строем, названным фалангой, и в таком построении идти на сближение к противнику. Преимущество данной тактики в том, что удавалось держать противника на дистанции (благодаря копьям), а так же в возможности работать двое против одного (два копейщика, стоящих друг за другом против одного противника из первого ряда).


Тактика римских легионов заключалась в дистанционном сражении. Сначала по врагу вели обстрел военные машины (катапульты и баллисты), затем стрелки (пращники, метатели дротиков, реже лучники), а потом сами легионеры. У каждого легионера в руке со щитом было еще 2-3 пилума (особые копья-дротики), которые они метали, не нарушая строя. И только после этого добивали в ближнем бою то, что осталось от противника.
В Риме были распространены гладиаторские бои. Как правило, гладиаторы не дрались на смерть, так как их обучение было дорогостоящим, и владельцам было не выгодно каждый раз обучать нового раба. Иногда гладиаторы получали свободу за свои заслуги. Бывали случаи, когда свободные граждане стремились стать гладиаторами, так как это было популярно, так что даже пришлось ввести закон запрещающий это. Вопреки стереотипам палец вверх не спасал гладиатора. Выставленный палец, вне зависимости от того в какую сторону он повернут, символизировал клинок, то есть выражал желание убить гладиатора. Те же, кто хотел спасти гладиатора, показывали ладонь.

Из боевых искусств в Греции был панкратей и  пугнамхия (современный бокс). Атлеты боролись до нокаута, или до тех пор, пока противник не начинал просить пощады. Разрешались все удары и типы захватов, кроме выдавливания глаз, выкручивания суставов и удара ниже пояса. За соблюдением правил следили судьи, которые стегали нарушителей розгами, или хлыстами. Богатый материал, по которому мы можем реконструировать греческие боевые виды спорта, предоставляют нам росписи на вазах, а также, хотя и в меньшем объеме, скульптуры. Традиция сохранила много рассказов о знаменитых греческих бойцах, хотя, к сожалению, важнейший документ - трактат Филострата "О гимнастах" до сих пор не переведён на русский».


Об искусстве фехтования в арабских странах рассказала Мамедова Эльза, студентка 2 курса: «Одним из древнейших боевых искусств Аравии является палочное фехтование «тахтиб», которое восходит своими корнями к Древнему Египту. Техника «тахтиб» основывается на вращении палки вокруг головы противника, с целью поразить её. На сегодняшний день бои на палках представляют собой больше танец, нежели искусство боя.
Нельзя не упомянуть и известное на весь мир арабское холодное оружие, скимитар, в переводе коготь тигра, который отличался от европейского своей формой, а следовательно, и применением. Основной целью скимитара, в тесной схватке, было нанести рубяще-скользящие удар, поражающий противника». А Ипполитов Дмитрий со своим другом Шайнуровым Артемом, также участником клуба исторического фехтования Proud Roosters, продемонстрировали бой на мечах».

От синологов выступили Федотова Людмила и Фахрутдинова Евгения, студентки 2 курса: «Виды боевых искусств Китая содержат в себе разнообразные стили и техники боя. Существуют стили, имитирующие движения и повадки животных, другие, черпают вдохновение из многообразия китайских философий и мифологий. Тайцзицюань — это древнее китайское учение о жизни в гармонии с природой, в которое входят системы медитации, координации, оздоровления, самозащиты и развития сознания».


Об истории боевых искусств в Корее рассказали, ставшие уже постоянными участницами наших мероприятий, студентки 4 курса, Трофимова Елена и Иманова Тамилла: «История боевых искусств в Корее началась ещё в эпоху Трёх Государств (I в. до н.э. - VII в. н.э.) с таких видов, как "субак" и "тхэккён". Они легли в основу известного всему миру "тхэквондо" (1966 г.), собравшего в себя элементы и из других боевых искусств Востока. Само название "тхэквондо" состоит из трёх частей: 1) тхэ - топтать, 2) квон - кулак, 3) до - путь, движение. Ещё одним древнейшим видом боевых искусств является борьба "ссирым", которая считается предком японского "сумо"».

Гости мероприятия не только расширили свой кругозор, но и смогли по окончании выступлений под присмотром профессиональных реконструкторов и фехтовальщиков опробовать себя в бое на мечах, подержать копье, примерить шлем, поножи, щит.


Студенческий Совет ИВКА приносит благодарность всем участникам и гостям «Боевых искусств Востока и Античности». Особенно тем, кто из года в год представляет на наших мероприятиях разные аспекты изучаемой ими культуры: Трофимова Елена, Иманова Тамилла (4 курс, Язык и литература Кореи); Клименко Мария (4 курс, Язык и литература Японии); Мамедова Эльза, Федотова Людмила (2 курс, Язык и литература арабских стран). А также новым участникам: Андрей Ратничкин (1 курс, История Древней Греции и Рима), Провалов Даниил (4 курс, классическая филология); Фахрутдинова Евгения (2 курс, Язык и литература Китая).


Отдельная благодарность выражается группе реконструкторов, любезно согласившихся выступить и продемонстрировать оружие и защиту: руководителю московского регионального отделения санкт-петербургской военно-исторической общественной организации "эскадрон" Егорову Виктору Владимировичу, участнику К.И.Р города Москвы "Westfalen" Слащеву Василию Михайловичу, участнику К.И.Р. "Анабасис" Киселеву Ивану Васильевичу, а также Ипполитову Дмитрию Владимировичу и Шайнурову Артему Артуровичу, выступивших от арабистов с показательным боем и занимающихся историческим фехтованием в Proud Roosters.

Участники: 

  1. Клименко Мария (4 курс, ИВКА: Язык и Литература Японии);
  2. Андрей Ратничкин (1 курс ИВКА: История Древней Греции и Рима);
  3. Провалов Даниил (4 курс ИВКА: классическая филология);
  4. Киселев Иван Васильевич (участник К.И.Р. "Анабасис");
  5. Слащев Василий Михайлович (участник К.И.Р города Москвы "Westfalen");
  6. Егоров Виктор Владимирович (руководитель московского регионального отделения санкт-петербургской военно-исторической общественной организации "эскадрон");
  7. Мамедова Эльза (2 курс, ИВКА: Язык и литература арабских стран);
  8. Ипполитов Дмитрий (2 курс, ИВКА: Язык и литература арабских стран; клуб исторического фехтования «Proud Roosters»);
  9. Шайнуров Артем (клуб исторического фехтования «Proud Roosters»);
  10. Федотова Людмила (2 курс, ИВКА: арабские страны; доклад по «Философии боевого искусства Тайцзы»);
  11. Фахрутдинова Евгения (2 курс ИВКА: Язык и литература Китая);
  12. Иманова Тамилла (4 курс, ИВКА: Язык и Литература Кореи; член СтудСовета ИВКА);
  13. Трофимова Елена (4 курс, ИВКА: Язык и Литература Кореи).

Спасибо всем пришедшим и участвовавшим!

Организаторы:

  1. Трофимова Мария (лаборант кафедры классической филологии ИВКА, выпускница ИВКА: классическая филология);
  2. Третьякова Анна (2 курс ИВКА: История Древней Греции и Рима; председатель СтудСовета ИВКА, профорг ИВКА).

Автор постера: Ананьева Софья (2 курс магистратуры, ИВКА: классическая и восточная филология).

Сообщаем, что подробное мероприятие в рамках знакомства с культурами стран Востока и Античности, планируется провести и в следующем полугодии. Приглашаем всех!

К списку новостей

Анонсы RGGU.RU  Анонсы студенческой жизни РГГУ
Все анонсы
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Управление по работе со студентами