Российский государственный гуманитарный университет

Экскурсия Турклуба РГГУ в г. Боровск

22 декабря 2008

Город Боровск известен, прежде всего, своими старообрядческими традициями. Немногие жители города приняли «никоновскую веру», многие погибали за нее в холодных ямах,  уходили в леса. Остальные делали вид, что смирились, и в начале XX в. 70 % жителей по-прежнему считали себя староверами.  Знаменитая боярыня Морозова просидела в Боровске несколько месяцев в глубокой земляной яме, питаясь только тем, что кидали сверху участливые горожане. Здесь ее и похоронили, установив надмогильный камень и крест, но большевики не удумали ничего лучше, как построить прямо на этом месте здание горкома партии.
 

Как известно, староверы предпринимательство считали богоугодным делом. Отсюда в дореволюционной России и столько купцов-старообрядцев. Отсюда, из-под Боровска знаменитые Рябушинские.

Другая достопримечательность города – Пафнутьево-Боровский монастырь. Отстроенный знаменитым Федором Конем, возводившим неприступные стены многих русских крепостей, монастырь, однако, неоднократно разорялся: поляками, французами, большевиками и немцами. Поляки перебили всех защитников прямо в центральном соборе монастыря – Рождества Пресвятой Богородицы. Долго потом еще на его фресках оставались кровавые следы рук. Французы собрали все золото и серебро, сплавили их в гигантский ком, но далеко с ним не ушли. Сейчас его можно видеть  в Оружейной палате Московского Кремля. Большевики на кладбище устроили сельхозтехникум. А между тем большинство построек монастыря  XVI века. Собор Рождества  и вовсе самый древний во всем Калужском крае. Рядом - замечательная колокольня и аскетичная трапезная.
 
В келье Пафнутьево-Боровского монастыря был заточен  самый непримиримый противник Никона протопоп Аввакум, костеривший патриарха, а заодно с ним и царя-батюшку на чем свет стоит. Почти два года он не видел белого света, отбивался лествицей (четками) от одолевавших его крыс, питался только хлебом и водой и ни с кем не общался – монахи боялись его дара убеждения. Потом его перевели в Пустозерск, где он 14 лет просидел в земляной яме, но от веры своей так и не отказался и был сожжен властями заживо.

Здесь в соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря бездетные до поры до времени Василий  III и Елена Глинская  вымолили у Бога наследника – Ивана IV. Сам Грозный помнил об этом и собор чтил. Во времена опричнины Пафнутьево-Боровский монастырь он оставил себе, отписав земли южнее Боровска  в земщину.
 


В городе некоторое время жил Циолковский. Напротив его дома-музея стоит точная уменьшенная копия стелы со взмывающей ракетой, что на аллее Космонавтики в Москве. Подле нее сидит бронзовый отец русской космонавтики в валенках и сквозь пенсне мечтательно смотрит в небо.

Приехали мы в город на машинах. Знакомство с Боровском начали с краеведческого музея. Музей маленький – всего два зала, но провели мы в нем не менее полутора часов благодаря экскурсоводу, словами оживлявшему каждый экспонат. Всегда интереснее слушать рассказ человека, прожившего в городе всю жизнь, знающего его прошлое и настоящее, быт и легенды. Большая часть выставки посвящена старообрядцам, оставшаяся – Великой отечественной войне. Поймал себя на мысли, что старообрядчество настолько далеко от современного православия, словно бы и нехристианская религия вовсе. Потом у нас была небольшая экскурсия по городу и монастырю. Опять же спасибо экскурсоводу за подробный и очень качественный рассказ. Пообедав, побродили совсем недолго по Боровску, стены домов которого украшены весьма оригинальными рисунками местного художника и стихами его жены. Об их художественной ценности можно, конечно, долго спорить, но провинциальному городу они, как нельзя более, к лицу.  
 


Последнее, что довелось нам в городе посмотреть – старообрядческий Благовещенский собор, возведенный в столь любимом староверами неорусском стиле, со шлемовидными главками, в суровом цементном одеянии и с большими витражами. В советское время на его территории разместили автобазу, в храм врезали въездные ворота и превратили его в гараж. Сейчас собор вернули общине, обнесли забором и готовят к реставрации.

Из Боровска мы поспешили в село Каменское, что на реке Нара. В селе сохранился загадочный каменный храм начала XIV  века – времен Дмитрия Донского, когда на Наре сходились границы трех государств: Московского, Литовского и Черниговского княжеств. Историки и архитекторы до сих пор спорят, откуда в среднерусской местности взялись формы и пропорции южнославянского (балканского) зодчества. Построенный в неспокойные времена он долгое время выполнял роль крепости, внутри стен которой могла спрятаться часть местного населения.


Еще более удивительная церковь нас ждала в усадьбе Дубровицы, что в Подольске. Второй такой в России нет. Возводили ее на деньги сподвижника Петра I князя Бориса Алексеевича Голицына лучшие итальянские зодчие конца XVI в.  В результате получился шедевр итальянского барокко, украшенный скульптурами снаружи и внутри, увенчанный не куполом, а короной. Патриарх Адриан расценил такой изыск как власть «цареву над божьей» и отказался ее освящать. Синод, учрежденный Петром вместо патриаршества, оказался более покладистым и на освящение церкви – символа западного влияния в русской культуре прибыл сам император. В Дубровицах нам вновь повезло, и мы успели на последнюю экскурсию по храму. Внутри он еще более оригинален, чем снаружи. Привычные в православии фрески заменены на скульптуры, которые занимают все пространство купола, а в одной из ниш до сих пор можно видеть деревянное распятие в полный рост.

Состав группы был интернациональным. Участвовали не только студенты и выпускники РГГУ, с нами ездили гости нашего ВУЗа из Китая, а также преподаватели РГГУ. Присоединяйтесь к нам  в следующих поездках.  

К списку новостей

Анонсы RGGU.RU  Анонсы студенческой жизни РГГУ
Все анонсы
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Управление по работе со студентами