Российский государственный гуманитарный университет

Зимний Крым 2009

2 марта 2009

Севастополь встретил нас солнцем, холмами, простым уютным вокзалом и обилием советских машин в идеальном состоянии, вымытые до блеска. Вызвали улыбку объявления, развешанные везде с примерным текстом: «НАТО - наши друзья». Город совершено замечательный. Старую его часть образуют, по сути, три-четыре улицы, огибающие холм, на котором и расположен город. Исчерченный спускающимися и поднимающимися улочками, мощенные булыжником, многоступенчатыми лестницами и крутыми спусками,  центр почти весь состоит из небольших двух и трехэтажных, соразмерных человеку и оттого уютных домов. Почти все они  построены, главным образом, после войны, которых на долю города выпало достаточно. Бомбили его нещадно и немцы, и французы с англичанами еще в первую турецкую. Между тем город исторический и какой-то греческий. Портики, арки, колонны, памятники – дух места, одним словом.  Российский флот, храм-памятник русским морякам, панорамы оборон Севастополя и даже Ленин отлично смотрится  в окружении моряков. В городе есть все, чтобы можно было достойно встретить Новый год. Магазинчики, уютные места где можно вкусно и недорого поесть, транспорт.. О жилье лучше договариваться предварительно, потому как милые бабушки, которые дежурят на вокзале, вам даже фотографии своих «апартаментов» покажут, но в действительности вы можете оказаться  в старом сарайчике где-нибудь на окраине города. Тут и шампанское пить не захочется, да и просто холодно ночью может быть. В надежде найти жилье наш путь лежал на мыс  Фиолент. Ветер и начавшийся снегопад не остановил нас, и мы успели посмотреть на легендарное место, где в камень, торчащий из воды, вбит крест, а морю не видно края. Там, где из окна виден тот самый край земли, нашелся частный дом, в котором мы поужинали и заночевали. Небо было чистое, яркие звезды, ветер. В доме была теплая, хотя и необычная баня, много мирных пушистых кошек и плита на углях и дровах. Электричество тут умеют экономить. На утро собрали вещи, позавтракали, вызвали такси, пока машины ехали до Фиолента, снова сходили на край земли.. С высоты открывалось море, частично освещенное утренним солнцем, волны, домики внизу, у воды… свежесть, запах можжевельника…

Балаклава. Дорога из Фиолента до Балаклавы сквозь виноградные поля. Кто-то предположил, что тут выращивают помидоры. Здесь замечательная бухта, которая при хорошей погоде окрашивается в бирюзовый цвет. До недавнего времени главной достопримечательностью этого района Севастополя была средневековая генуэзская крепость Чембало. Но после того как рассекретили базу подводных лодок, пальма туристического интереса перешла к ней. База подвозных лодок, куда мы первым делом отправились - сооружение просто циклопическое – огромный тоннель в горе: вход из бухты, выход в открытое море. Огромное помещение с множеством бывших засекреченных помещений, рельсы для перевозки бомб, влажность, кажется, будто попал в секретную лабораторию.  Внутри помещались девять дизельных подлодок. База абсолютно автономна и выдерживает прямое попадание атомной бомбы, после чего советские подводники должны был нанести ответный удар. После экскурсии перешли на другую сторону залива и вверх - к крепости по камням, ветер, сбивающий порывами с ног, а нам открывался все более изумляющий вид по другую сторону крепости на открытое море и остатки древних башен и стен.

Микроавтобус забрал нас на берегу залива и повез в Ялту. Темнело. Серпантинные дороги забирали последние силы. Такие виражи не снились ни одному москвичу. Хотя бы раз каждый из участников поездки прощался с жизнью. Стемнело, и пошел снег. Не просто снег, а снегопад с метелью на этих узких извилистых дорожках… в Ялте сделали 4 круга по центру города прежде чем нашли нужный нам частный дом, заказанный заранее, где мы остановились на два дня. Только утром мы увидели, какой потрясающий вид открывался с балкона второго этажа дома, но уже к 12 часам туман накрыл горы). Ялта – город прекрасный вне всякого сомнения. А зимняя Ялта, воспетая Сергеем Соловьевым в «Ассе», в своей меланхоличной несезонности прекрасна вдвойне. Очень подходящее место для встречи Нового года и последующих праздников. Весь город высыпает на набережную, пьет шампанское, взрывает петарды и палит из ракетниц. На некоторое время берег, насколько хватает глаз, покрывается цветками салютов. Еще одно достойное зрелище – шторм, каких летом не бывает. Волны разбиваются о парапет набережной, легко перескакивая через волнорезы, и взлетают на 5 – 6 метров, снопом брызг опускаясь на гранит и визжащих гостей города.

Путь наш  в тот день  лежал на гору Ай-Петри с ее легендарным, самым крутым (по подъему) фуникулером. Поднимались как в молоке. Белым-бело. Внизу остались зеленые деревья и трава, а в более чем 1000 м над уровнем моря; самая красивая зима из всех, что я видела. Снег по колено! Мороз! Небольшой рынок, где продают овечьи шкуры,  всяческие поделки из меха и прочие местные сувениры. Вокруг зазывают покушать сочных шашлычков (этим предложением как и дегустацией вина мы воспользовались в конце пребывания на горе). Мои первые в жизни снимки снежных гор, снега (такого белого снега я не видела за всю свою жизнь), а такого кристально чистого воздуха я никогда не вдыхала прежде. Сосны покрыты сугробами, а иголочки замерзли под углом к земле от мороза и ветра. Туман начал уходить от гор и несколько раз выходило солнце, которое жарило как летом - я не даром взяла солнечные очки. Увидев, наконец, легендарную Ялту сверху, с крошечными домиками внизу и нереальным картиночным морем, мы спустились буквально с небес на землю и пошли пешком в сад внизу горы. Озера с голубой чистейшей водой, цветочки и ягодки. Детишки достающие шестом с привязанной к нему выгнутой ложкой монеты со дна озер. Мелкий дождик не испортил дня, хотя на экскурсию в Воронцовский дворец мы не успели, зато прогулялись по его парку, спускались к морю и в сумерках слушали, как волны ударяются о камни.

Второй день в Ялте мы посвятили городу и  Никитскому  ботаническому саду с его лабиринтом фавна, с огромным количеством сортов роз, с зарослями бамбука, бананов и нашими сибирскими белками, поменявших летнюю рыжую шкурку на зимнюю серую, плантации кактусов. После вечерняя набережная с разбивающимися о нее волнами, люди, играющие с волнами в догонялки. Белые лапы моря пытались схватить убегающих. А затем и мы бегом в микроватобус, который довез нас с сумасшедшей скоростью до Судака опять сквозь снег по горному серпантину.

Судак. На утро прошлись по пустынному городу, пустынному  потому что день тут начинается с 11-12 часов, до Генуэзской крепости. Крепость гордая и сохранившаяся до наших дней, слепящее солнце и ветер колышаший траву наподобие волн. На территории крепости паслись непривязанные лошади, а все экспонаты крепости можно пощупать, потолкать и взять с собой как сувениры (не рекомендуется). Стены, каждый камешек которой можно пощупать, погладить, закрыть глаза, а, открыв их, увидеть все то же море, и обернувшись, огромную зубастую тень, ложащуюся на часть городка у подножья крепости. После посещения музея помчались на автобусе в заповедник Новый Свет, где полтора часа гуляли по берегу ледяного моря с метровыми сосульками под причалом и по части заповедника с видом на горы и влажным морским воздухом. Затем пешком по дороге вдоль моря (нельзя садиться в автобус без острой необходимости. Крым можно познать исключительно пешком), по той самой серпантинной дороге, замысловатой и довольно узкой. Удивительно как автобусы «Богдан» не снижая скорости, разъезжаются на серпантине с иномарками прямо на очередном повороте. Мимо нас проезжал один такой автобус который и подхватил нас и добросил до Судака, а там мы забрали вещи из гостиницы и на машине до Симферополя. Проезжая, мы увидели все виды местности, все погодные условия, которые сменялись один за другим, а еще горы и равнины, поля, деревню, алое солнце заходящее за холмы и в темноте мы въехали в Симферополь, где погуляли немного, перекусили  и поезд Севатополь-Москва, в котором было как всегда зверски жарко, но так же весело повез нас на Родину. На пути обменивались выученными украинскими словцами и покупали у бабулек традиционные пирожки. Москва встретила морозом и тяжелым воздухом… От поездки осталось только хорошие воспоминания, много бутылок крымского вина, теплые носочки с Ай-Петри, морские камешки из Нового Света,  и много нового в наших молодых головах.

Присоединяйтесь к нам в следующих поездках. Следите за анонсами на сайте и в группе Турклуб РГГУ.

02 – 08.01.2009
Текст и фото
Екатерина Литвиненко (ФД)

К списку новостей

Анонсы RGGU.RU  Анонсы студенческой жизни РГГУ
Все анонсы
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Управление по работе со студентами